27-28 февраля 2025 г. в КГУ прошла XVIII Международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов, посвящённая памяти профессора Р.Е. Левиной, «ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ … ФЕВРАЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ».
Символичность названия конференция была отмечена проректором по образовательной деятельности к.пед.н., доцентом И.П. Балабиной. Ирина Павловна подчеркнула, что в текущем году конференция носит мемориальный характер. Она посвящена 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, профессора Галины Васильевны Чиркиной. Тема конференции: «ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: НАСЛЕДИЕ ПРОФЕССОРА
Г.В. ЧИРКИНОЙ».
С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор Института коррекционной педагогики, д.пед.н., профессор Т.А. Соловьева. Она отметила, что конференция объединяет многопрофильное дефектологическое профессиональное сообщество, что связано с уникальным наследием Г.В. Чиркиной, и пожелала участникам конференции конструктивной работы и критической оценки современных тенденций в специальном и инклюзивном образовании.
Отмечается богатая географическая палитра участников конференции. Результаты своих исследований представили научные сотрудники, работники образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, руководители и педагогические работники образовательных организаций, организаций системы здравоохранения и социальной защиты, аспиранты, студенты, обучающиеся по программам магистратуры и бакалавриата из всех уголков Российской Федерации, Республики Беларусь, Приднестровской Молдавской Республики, Республики Казахстан.
В первый день конференции интерес участников вызвала публичная лекция
О.В. Кощеевой, к.филол.н., доцента кафедры логопедии и психолингвистики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского» на тему: «Психолингвистика и логопедия: точки пересечения».
Впервые в программу конференции была включена новая форма профессионального взаимодействия – трансляция уникального опыта. Е.С. Набойченко, д.психол.н., профессор, заведующий кафедрой клинической психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, познакомила коллег и обучающихся с многолетним опытом работы многопрофильного клинического медицинского центра «Бонум» (г. Екатеринбург), в котором проводится хирургическое и консервативное лечение, реабилитация детей и подростков с врожденной челюстно-лицевой патологией и тяжелыми нарушениями речи.
В.Е. Черешневой, к.пед.н., доцентом департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик Института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», была организована профессиональная мастерская «Ринолалия: вопросы диагностики и коррекции».
Достойно на «Встрече поколений» прозвучал доклад начинающего исследователя Ю.В. Перепелицыной, обучающейся 3 курса по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленности (профилю) Логопедия ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», на тему: «Звуки раннего онтогенеза: диагностика и коррекция».
Программу первого дня закрыла дискуссионная площадка, на которой обсуждались инновационные подходы к обучению смысловому чтению детей различных нозологических групп. Т.А. Алтухова, к.пед.н., доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», дала научное обоснование коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в рассматриваемом аспекте. Свой педагогический опыт представили педагоги-практики образовательных организаций г. Курска (Е.И. Горякина, А.А. Заплаткина, Т.В. Шабалина, Е.А. Харланова) и г. Москвы (Н.В. Ципляева)
Во второй день конференции состоялись пленарное и секционные заседания.
Пленарное заседание началось с трогательного фильма «Уроки профессора Галины Васильевны Чиркиной в жизни и в профессии… Из Курска с любовью!»
В формате пленарного заседания О.Е. Грибова, к.пед.н., ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», четко обозначила основные векторы развития психолого-педагогического направления в логопедии, определенные
Г.В. Чиркиной.
Е.А. Екжанова, д.пед.н., профессор департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик, и В.Г. Колягина, к.пс.н., ведущий научный сотрудник лаборатории инклюзивного образования Института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет», в полной мере обосновали необходимость учета особых образовательных потребностей детей с ОВЗ как фактора создания доступной среды.
Современные подходы к логопедической работе при анатомических дефектах речевого аппарата были детально рассмотрены Д.В. Уклонской, д.пед.н., ведущим научным сотрудником лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
В продолжение диалога Е.С. Набойченко, д.пс.н., заведующий кафедрой клинической психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, полно осветила вопросы психологического сопровождения семьи, имеющей ребенка с врожденной челюстно-лицевой патологией.
О.С. Кощеева, к.филол.н., доцент кафедры логопедии и психолингвистики ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского», раскрыла потенциал модели речевого портретирования личности (по К.Ф. Седову) в реализации персонифицированного подхода в логопедии.
Завершил пленарное заседание доклад Т.А. Алтуховй, к.пед.н., доцента кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», и
Е.Н. Российской, к.пед.н., доцента кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», посвященный проблемам и технологическим решениям в аспекте формирования научной дискурсивной компетенции у будущих учителей-логопедов.
На секционных площадках были представлены устные и стендовые доклады, отражающие результаты научных изысканий ведущих учёных, практиков и молодых исследователей.
Организаторы конференции благодарят всех участников и гостей конференции за включённость, заинтересованность, готовность к сотрудничеству и взаимодействию и желают им научных открытий, профессиональных побед, удачи, благополучия и крепкого здоровья!